Что означает фраза «Если тебя ударили по правой щеке, подставь левую»?

Евангелие – это не только книга жизни, «радостная весть», но еще и прекрасный литературный текст, изобилующий запоминающимися, красочными выражениями. Одно из таких выражений произносит Христос во время Нагорной проповеди. Он говорит о том, что если человека ударили по правой щеке, то нужно подставить и левую. А впоследствии и развивает эту мысль.
Что же означает эта фраза?
Если мы будем говорить о самом важном, первом понимании этого изречения, то должны будем объяснить ее так: если кто-то по отношению к тебе проявляет зло, то не нужно отвечать злом на зло. Вернее, не нужно допускать зло в свое сердце.
Но даже при такой, очень обтекаемой расшифровке требуется известная осторожность. Дело в том, что многие религиозные течения из этого непротивления злу, о котором здесь говорится, делают едва ли не целый культ. Это неправильно. Фразу не нужно, не следует понимать буквально!
Христос тут применяет сравнение, метафору. Ему важно показать, что ответная жестокость в ответ на зло не будет христианским решением. Нужно ли бороться со злом? Да, безусловно, это необходимо! Но только бороться нужно так, чтобы не допускать зло в свое собственное сердце!
Если мы будем проникать чуть глубже в эту фразу, то заметим следующее. В Ветхом завете (это первая часть Библии) есть древние законы (из которых современный человек знает, пожалуй, только про «око за око» и «зуб за зуб»; но там же, в книге «Исход» есть еще и «удар за удар»). По древнему закону, всякое зло должно быть отомщено эквивалентно. Поэтому – следуя этой логике – если тебя ударили в правую щеку, то нужно и в ответ ударить в правую щеку.
Но Христос оспаривает этот древний закон! Он говорит, что нравственность христианина должна быть выше, чем иудея! Не нужно мстить, месть ни к чему хорошему не приводит. Нужно быть смиреннее!
Есть, однако, и еще один оттенок смысла. Недаром тут говорится про удар в правую щеку. Представьте ситуацию: вам нужно ударить человека по правой щеке – какой рукой удобнее это сделать? Правильно, левой. Но большинство ведь правши! Почему же тогда Христос говорит именно о правой щеке?
А потому что ударить по правой щеке правой рукой удобнее всего только тыльной стороной кисти. Этот жест – удар тыльной стороной правой кисти по правой щеке – у иудеев означал нанесение оскорбления. Поэтому, в сущности, не про удар в буквальном смысле тут идет речь, а именно про нанесение оскорбления. И про то, что нельзя в ответ оскорблять человека.
- Как выбрать храм и священника: советы прихожанам
- Исповедь: как правильно подготовиться, примеры грехов
- Молитвы о здравии: какие и когда читать
- Рождество Христово: история праздника, богослужения, народные традиции
- Рождественский пост: как подготовиться и провести его с пользой
- Лучшие книги православных авторов для начинающих: с чего начать чтение
- Духовный дневник: зачем вести и как правильно заполнять
- Собор всех святых: торжество небесной славы
- Святая Емилия Кесарийская (Каппадокийская): жизнь и наследие
- Святой Иоанн Златоуст: жизнь, проповеди и наследие великого святителя
Приобретая икону на дереве, вы приобретаете душевное спокойствие. Икона, сделанная вручную с душой, излучает добро, вложенное в неё мастером. Такая икона наполнит дом миром и радушием. А хозяев - чистыми мыслями и умиротворением.
Основа иконы, изготовленной нашими верующими мастерами, доска из хвойных пород дерева, что позволяет её назвать - “живой” иконой. Природный материал несёт в себе живую энергетику. Эффект состаривания – придаёт особый колорит. Такая икона гармонично смотрится практически в любом интерьере.
Скромное, но яркое, убранство иконы на дереве, ничуть не обесценивает её. Наоборот, сдержанность говорит об истинной ценности, той, что не измерить материальными благами. Отсутствие пафоса выражает прямое назначение иконы – бескорыстную помощь.
Икона, приобретенная в Семейной Мастерской Роса, посеет в вашем сердце доброту и любовь. Обращаясь в трудную минуту к иконе, вы обретёте духовное умиротворение и уверенность.



