Что такое «лубочное» представление о Церкви и чем оно опасно
Лубок – это один из видов народного творчества, изображение (как правило, выполненное очень просто, без особенных художественных эффектов) с текстовой подписью. Обычно лубок изображал какую-нибудь интересную историю. То есть лубок – это такой своеобразный средневековый комикс.
В «Коньке-горбунке» П.П. Ершова отец-старик, уговаривая младшего сына Ивана отправиться в дозор, обещает купить ему «лубков».
Он говорит именно о таких вот изображениях, которые были развлечением для средневековой молодежи.
Какое же отношение лубок имеет к Церкви? Конечно, не прямое. Когда мы говорим о «лубочном христианстве», то не имеем в виду эту народную живопись. В данном случае это скорее метафора. И объясняется она следующим образом.
Само по себе христианство – это достаточно сложная, по большому счету не эффектная (по крайней мере, не рассчитанная на внешний эффект) духовная практика.
Любой человек, который всерьез относится к христианству, знает, что оно «происходит» прежде всего внутри – в душе, в уме.
Внешне настоящий христианин может быть совершенно неприметным, обычным человеком. Но внутри у него совершается целая война – с грехом! И эта война требует сил человека, захватывает все его существо. А вот внешне может вообще никак не проявляться.
То есть – сделаем некоторое обобщение – христианство сложно, энергозатратно, но при этом малоэффектно.
Согласитесь, что такая картина мало согласуется с обычным человеческим желанием развлечений. Это и побуждает многих каким-нибудь образом «расцвечивать» христианство.
Например, люди начинают бредить всяческими «видениями», «знамениями», «откровениями», выстраивается культ «прозорливых старцев», многие языческие праздники, изначально замененные церковью на христианские, вновь выставляют наружу свою языческую природу, и так далее.
От этого Церковь действительно становится более «развлекательной», она способна дать не только духовное, но и эстетическое удовлетворение. Или вспомните, например, культ мощей. Мощи – это христианские святыни, однако вокруг них часто разворачивается целый «сериал».
Почему такой – народный, лубочный – образ Церкви плох?
Все просто: это образ Церкви, которой она могла быть в Средние века, когда интеллектуальный уровень населения был еще крайне низок. Да и сама Церковь не имела, к примеру, литературы (вернее, духовная литература была крайне редка и сосредоточена в основном в монастырях).
Сегодня же у подавляющего большинства прихожан есть образование. Выпускаются книги, фильмы, посвященные Церкви.
При желании практически любой человек может изучить богословие по лучших трудам исследователей и святых отцов. В этом контексте «лубочное» представление о Церкви выглядит как «сказка».
«Лубок» заставляет людей верить в то, во что, во-первых, в XXI веке верить уже невозможно, во-вторых, и не нужно.
Не стоит превращать Церковь в лубок. Стоит, напротив, повышать образовательный уровень прихожан.
- Как выбрать храм и священника: советы прихожанам
- Исповедь: как правильно подготовиться, примеры грехов
- Молитвы о здравии: какие и когда читать
- Рождество Христово: история праздника, богослужения, народные традиции
- Рождественский пост: как подготовиться и провести его с пользой
- Лучшие книги православных авторов для начинающих: с чего начать чтение
- Духовный дневник: зачем вести и как правильно заполнять
- Собор всех святых: торжество небесной славы
- Святая Емилия Кесарийская (Каппадокийская): жизнь и наследие
- Святой Иоанн Златоуст: жизнь, проповеди и наследие великого святителя
Приобретая икону на дереве, вы приобретаете душевное спокойствие. Икона, сделанная вручную с душой, излучает добро, вложенное в неё мастером. Такая икона наполнит дом миром и радушием. А хозяев - чистыми мыслями и умиротворением.
Основа иконы, изготовленной нашими верующими мастерами, доска из хвойных пород дерева, что позволяет её назвать - “живой” иконой. Природный материал несёт в себе живую энергетику. Эффект состаривания – придаёт особый колорит. Такая икона гармонично смотрится практически в любом интерьере.
Скромное, но яркое, убранство иконы на дереве, ничуть не обесценивает её. Наоборот, сдержанность говорит об истинной ценности, той, что не измерить материальными благами. Отсутствие пафоса выражает прямое назначение иконы – бескорыстную помощь.
Икона, приобретенная в Семейной Мастерской Роса, посеет в вашем сердце доброту и любовь. Обращаясь в трудную минуту к иконе, вы обретёте духовное умиротворение и уверенность.



