Что такое отрицательная проповедь и почему она вредна
Проповедь – это не только тот чаще всего небольшой текст, который священник произносит в конце службы. Проповедь – это, в сущности, любое логично сформулированное высказывание о вере.
И произносить такие высказывания могут (и чаще всего с удовольствием это делают) не только священники, но и прихожане.
И, несмотря на то, что апостол Павел совершенно недвусмысленно сказал: «Женщина в церкви да молчит», именно прихожанки (еще чаще – работницы церковных лавок) оказываются первыми и очень горячими проповедниками для тех, кто пришел в церковь.
Конечно, сама по себе проповедь «мне так женщина в церковной лавке сказала» - это отдельная тема. Нам же в этой статье хотелось бы обратить внимание только на один ее аспект. Как правило, такая проповедь бывает резко отрицательной.
Что мы имеем в виду. В христианском учении есть много всего. В частности, среди прочего, есть учение о грехе, наказании грешника, об аде и адских муках.
Истоки этого учения – в словах Христа о геенне огненной. В этом смысле это учение вполне канонично и богодухновенно. Однако есть все-таки один нюанс. Христос, когда говорит о вечных муках, вовсе не хочет запугать своих слушателей. Он, в сущности, лишь повторяет то, что любому древнему еврею (да и нееврею тоже – в сущности, учение о посмертном наказании есть почти в любой религии) было известно и так. Христос же о муках говорит только как о «суровой реальности», но обращает взор слушающих его людей не к земле, а к небу – к той награде, которая ждет уверовавших в Него.
То есть ад и вечные муки – это неизбежный, но все-таки сопутствующий и далеко не самый важный элемент христианского учения.
Однако в отрицательной проповеди именно он (ад и муки) становится главным элементом. «Женщины из церковной лавки» часто действительно хотят напугать прихожан. И страх, надо сказать, действует – по крайней мере, поначалу многие и впрямь начинают активно ходить в церковь, молиться, поститься и так далее.
Но страх – не лучший мотиватор. В конце концов человеку надоедает бояться и он с радостью уходит из церкви, где ему было плохо. И начинает обходить ее стороной.
Да ведь и Христос не учил страху. Он учил любви и радости (слово «Евангелие» переводится как «радостная весть»). А отрицательная проповедь есть нечто обратное евангелию.
- Как выбрать храм и священника: советы прихожанам
- Исповедь: как правильно подготовиться, примеры грехов
- Молитвы о здравии: какие и когда читать
- Рождество Христово: история праздника, богослужения, народные традиции
- Рождественский пост: как подготовиться и провести его с пользой
- Лучшие книги православных авторов для начинающих: с чего начать чтение
- Духовный дневник: зачем вести и как правильно заполнять
- Собор всех святых: торжество небесной славы
- Святая Емилия Кесарийская (Каппадокийская): жизнь и наследие
- Святой Иоанн Златоуст: жизнь, проповеди и наследие великого святителя
Приобретая икону на дереве, вы приобретаете душевное спокойствие. Икона, сделанная вручную с душой, излучает добро, вложенное в неё мастером. Такая икона наполнит дом миром и радушием. А хозяев - чистыми мыслями и умиротворением.
Основа иконы, изготовленной нашими верующими мастерами, доска из хвойных пород дерева, что позволяет её назвать - “живой” иконой. Природный материал несёт в себе живую энергетику. Эффект состаривания – придаёт особый колорит. Такая икона гармонично смотрится практически в любом интерьере.
Скромное, но яркое, убранство иконы на дереве, ничуть не обесценивает её. Наоборот, сдержанность говорит об истинной ценности, той, что не измерить материальными благами. Отсутствие пафоса выражает прямое назначение иконы – бескорыстную помощь.
Икона, приобретенная в Семейной Мастерской Роса, посеет в вашем сердце доброту и любовь. Обращаясь в трудную минуту к иконе, вы обретёте духовное умиротворение и уверенность.



