Патриарх Тихон Московский
В 1865 году в семье священника Ивана (Иоанна) Беллавина родился сын, получивший имя Василий. Так как в те времена дети представителей духовного сословия сами становились священниками, проблема выбора жизненного пути перед мальчиком не стояла.
Однажды отец Иоанн рассказал, что видел во сне свою покойную мать и узнал от неё о судьбе своих трёх сыновей. Согласно этому предсказанию, Василию суждено было стать великим.
Начало жизни.
Будущий Патриарх учился в следующих образовательных заведениях для духовных лиц.
- Училище (город Торопец, Псковская губерния).
- Семинария (Псков).
- Академия (Санкт-Петербург).
Во время обучения Василий Беллавин получил от товарищей прозвище Архиерей, позднее – Патриарх. Известно, что он пользовался уважением за доброту и готовность помочь.
Например, будущий владыка часто одалживал товарищам свою шубу, что те комментировали словами «Опять Васина шуба на прогулку отправилась!»
После окончания учёбы будущий Патриарх сам стал преподавателем в семинарии. Его жизнь складывалась неплохо, и многие полагали, что Василий вскоре женится – благо кандидаток было много. Но в 25 лет он неожиданно для всех принял монашество. А так как при пострижении меняют имена – в знак начала новой жизни – то Василий Беллавин стал Тихоном. Вскоре он был посвящён сначала в иеродиаконы, а потом в иеромонахи (в священники).
Интересное совпадение.
Весьма интересная параллель прослеживается в судьбе патриарха Тихона и его небесного покровителя, святого Тихона Задонского.
Однажды товарищи по учёбе в насмешку кадили будущему святителю лаптями, приветствуя его как архиерея. И тот действительно стал епископом! Позже владыка встретился со своими обидчиками, которые тоже стали священниками, и напомнил об их шалостях. Те попросили прощения, и епископ Тихон с радостью их простил.
Детские прозвища Тихона (Беллавина) – Архиерей и Патриарх – так же оказались пророческими.
Архиерейство.
В 33 года (именно столько, согласно церковному преданию, длилась земная жизнь Иисуса Христа) иеромонах Тихон стал епископом, викарием (то есть помощником правящего архиерея) Холмско-Варшавской епархии с титулом «Люблинский».
Однако уже через год владыку перевели в Аляскинскую епархию (США и Канада). Паства не хотела отпускать его и даже ложилась на рельсы перед поездом, на котором молодой архиерей уезжал.
Поэтому успокаивать народ пришлось самому епископу Тихону.
На Аляске владыка много потрудился на благо Церкви. Он постоянно путешествовал по разным уголкам епархии, навещал паству и обращал ко Христу языческие народы.
Многие иноверцы (католики, униаты) благодаря деятельности святителя принимали православие. Среди таковых был даже протестантский священник!
При владыке Тихоне в епархии строились православные храмы, был основан монастырь. Священный Синод оценил его заслуги и возвёл в сан архиепископа. В 1907 году святителя перевели в Ярославль.
Он так же продолжал навещать самые отдалённые уголки епархии, встречаться с местными священниками и наставлять людей на истинный путь. Во время празднования 300-летнего юбилея правления Романовых, владыка встречал в кафедральном соборе императора Николая.
В 1914 году святителя Тихона перевели в Виленскую епархию (Литва). Но вскоре началась Первая мировая война, и архиепископа эвакуировали в Москву (тем не менее на фронт для напутствия солдат он всё же выезжал).
После революции церковь была вынуждена ввести правило, по которому народ мог сам выбирать архиереев. Как раз в это время был смещён с кафедры митрополит Макарий (Невский). Его преемником избрали популярного в народе архиепископа Тихона, который после этого стал митрополитом Московским и Коломенским.
Избрание на патриарший престол.
На Поместном соборе 1917-1918 гг. одним из главных вопросов стало восстановление патриаршества, упразднённого при Петре I Великом.
Мнение народа выразили представители крестьянства: «У нас отняли царя, которого мы любили. Дайте нам патриарха, мы его будем любить». Убедительные аргументы в пользу восстановления патриаршества привёл будущий священноисповедник Илларион (Троицкий). В итоге собор решил этот вопрос положительно и выбрал троих кандидатов:
- Архиепископ Антоний (Харьковская епархия).
- Архиепископ Арсений (Новгородская епархия).
- Святитель Тихон.
После долгих размышлений решили положиться на волю Бога и избирать главу Церкви жребием. И выпал он митрополиту Тихону.
4 декабря, когда православная церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы, владыка принял титул Патриарха. Отныне он именовался Патриархом Московским и всея России.
Патриаршество.
Владыка понимал, что ему предстоят тяжёлые испытания: в стране шли кровавые расправы над священниками и верующими. Затем началась гражданская война. Патриарха Тихона попросили дать Белой Гвардии благословение на борьбу с захватившими власть богоборцами-большевиками, но тот отказался, так как не мог благословить на братоубийственную брань.
Впрочем, всех участников кровавых расправ он предал анафеме (то есть проклятию). Богоборцы поняли, что эта анафема относится и к ним. И поэтому советская власть начала масштабную кампанию против Патриарха, который к тому же ещё и осудил убийство бывшего императора (о том, что вместе с Николаем Вторым убита и его семья, большевики поначалу молчали).
Когда в стране начался голод, Патриарх организовал сбор средств в помощь нуждающимся. Но все собранные средства власти отобрали и под предлогом помощи организовали кампанию по изъятию церковных ценностей, фактически направленную на разграбление церкви. А самого Патриарха нещадно очерняли в печати (принимал в этом участие и поэт В. Маяковский).
В целях борьбы с церковью большевики оказывали помощь раскольникам-обновленцам. Те провозгласили себя официальной церковью, а Патриарха Тихона объявили низложенным. Тем не менее успеха обновленцы не добились: в захваченные ими храмы почти никто не ходил.
Кончилось тем, что святителя Тихона заточили под домашний арест в Донском монастыре Москвы. Его даже собирались казнить, но под давлением общественности и иностранных государств вынуждены были отпустить, заставив пойти на серьёзные уступки.
Тем не менее Патриарх продолжал оставаться для советской власти врагом. На него было совершено несколько покушений, во время одного из которых был убит келейник святителя Яков Полозов. В последние годы жизни он тяжело болел.
Патриарх Тихон отошёл ко Господу на празднование Благовещения Пресвятой Богоматери (7 апреля 1925 года). На момент смерти ему было 60 лет.
Дальнейшие события.
Святитель был похоронен в Донском монастыре города Москвы при огромном стечении народа. Его преемником стал митрополит Пётр (Полянский). Но советская власть не разрешила избирать патриарха, и владыка Пётр остался лишь местоблюстителем (исполняющим обязанности).
Новое избрание состоялось только во время Великой Отечественной войны, когда главой Церкви стал Сергий (Страгородский), фактически управлявший церковью с момента ареста владыки Петра.
Архиепископ Антоний покинул страну. Впоследствии он стал одним из создателей и главой РПЦЗ (русской церкви в изгнании).
В 1989 году святитель Тихон был канонизирован (причислен к лику святых).
История обретения мощей Патриарха Тихона рассказана в книге «Несвятые святые». Кстати, небесным покровителем владыки Тихона (Шевкунова), автора книги, является как раз святитель Тихон – именно в его честь и принял постриг будущий митрополит.
В 1990-е годы был создан православный богословский институт, получивший имя Патриарха Тихона. Ныне это Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ).
- Как выбрать храм и священника: советы прихожанам
- Исповедь: как правильно подготовиться, примеры грехов
- Молитвы о здравии: какие и когда читать
- Рождество Христово: история праздника, богослужения, народные традиции
- Рождественский пост: как подготовиться и провести его с пользой
- Лучшие книги православных авторов для начинающих: с чего начать чтение
- Духовный дневник: зачем вести и как правильно заполнять
- Собор всех святых: торжество небесной славы
- Святая Емилия Кесарийская (Каппадокийская): жизнь и наследие
- Святой Иоанн Златоуст: жизнь, проповеди и наследие великого святителя
Приобретая икону на дереве, вы приобретаете душевное спокойствие. Икона, сделанная вручную с душой, излучает добро, вложенное в неё мастером. Такая икона наполнит дом миром и радушием. А хозяев - чистыми мыслями и умиротворением.
Основа иконы, изготовленной нашими верующими мастерами, доска из хвойных пород дерева, что позволяет её назвать - “живой” иконой. Природный материал несёт в себе живую энергетику. Эффект состаривания – придаёт особый колорит. Такая икона гармонично смотрится практически в любом интерьере.
Скромное, но яркое, убранство иконы на дереве, ничуть не обесценивает её. Наоборот, сдержанность говорит об истинной ценности, той, что не измерить материальными благами. Отсутствие пафоса выражает прямое назначение иконы – бескорыстную помощь.
Икона, приобретенная в Семейной Мастерской Роса, посеет в вашем сердце доброту и любовь. Обращаясь в трудную минуту к иконе, вы обретёте духовное умиротворение и уверенность.



