Рукописная или печатная икона – в какой из них есть душа?
Конечно, формулировка вопроса звучит образно. Души, подобной человеческой, у иконы (вещи) быть не может. Имеется в виду нечто другое.
Нередко можно слышать о том, что какая-то икона намоленная (то есть множество людей, даже поколений, перед ней молилось).
Иногда об иконе говорят как о чудотворной: если после молитвы перед этой иконой у человека действительно случилось какое-нибудь чудо, которое он засвидетельствовал перед церковью.
Когда говорят о душе иконы, имеют в виду нечто такое – намоленность, участие иконы в жизни людей. И с этой точки зрения сравнивают икону рукописную и печатную.
Ответим сразу: никакой принципиальной разницы (с точки зрения богословия) между такими иконами нет. Икона – даже несмотря на то, что это святыня – это все-таки прежде всего предмет, и в этом смысле она значит ровно столько, сколько значения «вкладывает» в нее человек.
Из советского времени, к примеру, известны случаи, когда почитаемые, даже чудотворные иконы оказывались на чердаке или в подвале дома у неверующих людей – и никаких «чудес» они в это время не совершали.
Потому что в иконе самой по себе никакой чудесной силы, никакой невидимой сущности нет. Значение имеет лишь человек, который молиться перед иконой.
За такой с виду почти материалистический пассаж нас могут упрекнуть в неуважении к иконам. Ничуть. Православные христиане почитают иконы, молятся перед ними, украшают их, ходят с ними (и к ним) в паломничества, благословляют иконами близких в ответственные моменты жизни (свадьбы, уход в армию и т.п.).
Однако свят один только Бог, от него исходит всякая благодать. В том числе изойти она может и через икону.
И в этом смысле нет разницы, писаная это икона или печатная.
И все-таки определенное отличие у них есть. Дело в том, что изначально существовали только писаные иконы. Были (есть и сейчас) специальные мастера – иконописцы – которые ходили по городам и весям и выполняли заказы на роспись храмов (или писали иконы для отдельных людей).
Печатные иконы появились только в XIX веке, когда, с одной стороны, появилась возможность их изготавливать, с другой, появился и спрос на них у бедных людей (которые не могли позволить себе делать персональные заказы у иконописцев).
В ХХ веке – во время гонений на Церковь, когда количество иконописных мастеров уменьшилось, печатные иконы явились уже необходимостью, неизбежностью. То есть во всех этих случаях появление печатной иконы было обусловлено социальными причинами (и сегодня тоже далеко не каждый может позволить себе писаные иконы).
Обычно разницу видят в том, что над писаной иконой трудится мастер (который, как правило, выполняет свое дело с благоговением и молитвой), а печатную икону изготавливает станок, что называется, «без души».
Конечно, икона, созданная с молитвой, и человека, получившего ее, будет сподвигать на молитву. И в этом смысле писаная икона предпочтительнее.
Однако «намоленной» можно сделать и печатную икону. Все зависит от вас, от того, как вы будете молиться перед ней. Для многих людей печатные иконы становятся настоящей святыней и передаются из поколения в поколение.
Дело не в иконе, дело в том, кто и как перед ней молится.
- Как выбрать храм и священника: советы прихожанам
- Исповедь: как правильно подготовиться, примеры грехов
- Молитвы о здравии: какие и когда читать
- Рождество Христово: история праздника, богослужения, народные традиции
- Рождественский пост: как подготовиться и провести его с пользой
- Лучшие книги православных авторов для начинающих: с чего начать чтение
- Духовный дневник: зачем вести и как правильно заполнять
- Собор всех святых: торжество небесной славы
- Святая Емилия Кесарийская (Каппадокийская): жизнь и наследие
- Святой Иоанн Златоуст: жизнь, проповеди и наследие великого святителя
Приобретая икону на дереве, вы приобретаете душевное спокойствие. Икона, сделанная вручную с душой, излучает добро, вложенное в неё мастером. Такая икона наполнит дом миром и радушием. А хозяев - чистыми мыслями и умиротворением.
Основа иконы, изготовленной нашими верующими мастерами, доска из хвойных пород дерева, что позволяет её назвать - “живой” иконой. Природный материал несёт в себе живую энергетику. Эффект состаривания – придаёт особый колорит. Такая икона гармонично смотрится практически в любом интерьере.
Скромное, но яркое, убранство иконы на дереве, ничуть не обесценивает её. Наоборот, сдержанность говорит об истинной ценности, той, что не измерить материальными благами. Отсутствие пафоса выражает прямое назначение иконы – бескорыстную помощь.
Икона, приобретенная в Семейной Мастерской Роса, посеет в вашем сердце доброту и любовь. Обращаясь в трудную минуту к иконе, вы обретёте духовное умиротворение и уверенность.



