Сказ о целителе Пантелеймоне
Целителя Пантелеймона знает каждый православный: в любом храме найдется хотя бы одна икона этого почитаемого святого.
День его памяти не отмечен красным и не считается великим двунадесятым праздником, но ежегодно в это время в церквях собирается тьма народу: каждый приходит со своей болью и бедой.
К Пантелеймону обращаются с самыми разными просьбами, но чаще всего просят об исцелении – физическом и духовном. И говорят, святой всем и всегда помогает.
Святой Пантелеймон действительно считается великим целителем. И тем удивительнее то, как его изображают на иконах.
Мы привыкли обращаться к образам, на которых запечатлены почтенные седовласые старцы – они внушают доверие, кажутся мудрыми и всезнающими.
А вот святой Пантелеймон на иконах изображается иначе – как безбородый кудрявый юноша с мягким и добрым взглядом, в котором читается искреннее обещание помочь любому, кто обратится с открытым сердцем.
У святого для этого есть все необходимое: в левой руке он держит небольшой ларец – в нем лекарства. В правой руке у него ложечка, которой он готов отмерить дозу целебного снадобья: он точно знает, кому сколько нужно. Но все это, конечно, только аллегория: святому не нужны таблетки и микстуры, чтобы исцелять – он помогает людям через их же веру.
Многие приходские батюшки и священники в монастырях знают немало историй чудесных исцелений после обращений к святому Пантелеймону. Считается, что он может вылечить любой телесный и душевный недуг, даже самый тяжелый.
Будущий святой родился на рубеже 3-4 веков в древнем городе на берегу Мраморного моря в Малой Азии, входившей тогда в состав Римской империи (сейчас это территория Турции). При рождении его назвали Пантолеоном – «львом во всем».
Вероятно, родители желали, чтобы из их ребенка вырос мужественный и бесстрашный воин с блестящей карьерой. Но судьба распорядилась иначе.
Мальчик родился в знатной семье сенатора. Его мать была христианкой и растила сына в своей вере, но рано умерла. А вот отец был язычником, поэтому, когда пришло время, Пантолеона отдали в языческую школу. В школе быстро обнаружилось, что у мальчика есть способности к науке врачевания, поэтому отец передал его на обучение к знаменитому в то время лекарю Евфросину.
Мальчик проявил себя с наилучшей стороны и очень быстро стал равным своему учителю и даже превзошел его. Слух о талантливом юном врачевателе вскоре дошел до императора, который захотел, чтобы юное дарование стало его придворным.
Каждый раз, отправляясь на занятия, юноша проходил возле дома, ставшего в то время укрытием для христианского священника Ермолая. Тогда в Римской империи христианам было непросто: правитель Максимиан был известен как консерватор и приверженец традиционного языческого римского культа, поэтому гонения на христиан во времена его правления ужесточились.
Ермолай обратил внимание на мальчика и сразу понял, что в нем скрывается истинная христианская добродетель. Однажды священник пригласил мальчика к себе в дом и поведал ему, что одних лишь микстур и настоев недостаточно для исцеления – нужна вера во Христа, который спасает всех и всегда, ничего за это не требуя. Мальчика очень воодушевили слова священника.
Вскоре, возвращаясь домой, он нашел дитя, которое умерло по причине змеиного укуса. Юноша решился на проверку истинности слов священника, и обратился с молитвой к Иисусу: ребенок тотчас воскрес, а укусившая его змея издохла. Обрадовавшись, юноша тут же побежал к Ермолаю и попросил священника немедленно крестить его.
При крещении ему было дано имя, созвучное его прежнему имени – Пантелеймон (в православной церковной традиции это имя звучит несколько иначе – Пантелеймон с ударением на «и»). Но значение нового имени было совершенно иным – «милосердный».
После этого Пантелеймон стал лечить больных, при этом не беря никакой платы и прося лишь об одном – о вере во Христа. Юноша и до этого был хорошим лекарем, но теперь, когда в нем засиял свет истинной веры, он начал творить настоящие чудеса.
Пантелеймон стал часто рассказывать о Христе своему отцу-язычнику, надеясь посеять семена веры и в его сердце. Когда однажды к ним в дом пришел слепой человек, Пантелеймон молитвами исцелил его – тогда и исцеленный, и отец юноши тоже уверовали во Христа и крестились.
Но вскоре над юношей сгустились тучи. Так как Пантелеймон исцелял недуги абсолютно бесплатно, врачеватели стали меньше получать. На юношу стали писать доносы: так, в одной из кляуз говорилось его обвиняли в безвозмездном лечении именем Спасителя находящихся в заключении христиан.
Император Максимиан велел позвать исцеленного Пантелеймоном слепого, чтобы разузнать, как юноше удалось вернуть тому зрение. Мужчина ответил, что Пантелеймон исцелил его именем Христа, и что после этого он сам познал свет истинной веры.
Когда император Максимиан узнал, что Пантелеймон христианин и исцеляет людей своей верой, он пришел в ярость. Он призвал юношу, чтобы разузнать причину его силы, и почему он стал приверженцем христианства.
Пантелеймон все рассказал о Ермолае, поскольку накануне ему явился Бог и поведал, что ему и его наставнику пора завершить свой земной путь.
Император приказал казнить Ермолая, а Пантелеймона, к которому он был весьма расположен, стал склонять к отступничеству. Но вера Пантелеймона была сильна: он был непреклонен.
Тогда Пантелеймона предали самым разным, но одинаково ужасным по жестокости пыткам, но всякий раз юношу уберегали от смерти высшие силы.
Затем юношу отдали хищным зверям, но и тут ничего не вышло у мучителей. Хищники, словно домашняя живность, лизали Пантелеймону ноги. Тогда Пантелеймона привязали к старому, сухому дереву, чтобы обезглавить его. Юноша погрузился в молитву. И как только воин занес меч для удара, металл меча расплавился, как воск от огня. Многие солдаты тут же уверовали во Христа и отказались казнить святого.
Тогда к Пантелеймону обратился Бог и призывал его к себе. По преданию, из раны обезглавленного целителя вместе с кровью текло молоко. А сухое дерево, к которому он был привязан, зазеленело и принесло плоды. Тело мученика бросили в огонь, но оно не сгорело. Под впечатлением воины отдали его верующим. Поэтому святой был погребен со всеми полагающимися ему почестями.
Как обращаться к святому Пантелеймону
Ежегодно и до сих пор день почитания памяти святого, который приходится на девятое августа, отмечается торжественным богослужением в православных храмах, которые с самого раннего утра посещает множество прихожан.
В прежние времена в праздник традиционно пекли пироги со свежей капустой, которыми сначала угощали домочадцев, а затем раздавали по кусочку детям и беднякам. В этот день также отправлялись в лес собирать лекарственные травы и растения – считалось, что в это время они обладают особенной целебной силой.
Полевые работы не проводились, так как считали, что в этот день гроза поражает нарушителей запрета. Отсюда и второе название Пантелеймонова дня – Палий.
У наших предков было поверье, согласно которому, ребенок, появившийся в день, отведенный святому Пантелеймону, наделен силами целителя.
До сих пор святого у нас любят и чтят. Ему молятся об исцелении и крепком здоровье, о защите от бед и несчастных случаев, об избавлении от горестей и печалей, о духовном прозрении и укреплении веры.
- Как выбрать храм и священника: советы прихожанам
- Исповедь: как правильно подготовиться, примеры грехов
- Молитвы о здравии: какие и когда читать
- Рождество Христово: история праздника, богослужения, народные традиции
- Рождественский пост: как подготовиться и провести его с пользой
- Лучшие книги православных авторов для начинающих: с чего начать чтение
- Духовный дневник: зачем вести и как правильно заполнять
- Собор всех святых: торжество небесной славы
- Святая Емилия Кесарийская (Каппадокийская): жизнь и наследие
- Святой Иоанн Златоуст: жизнь, проповеди и наследие великого святителя
Приобретая икону на дереве, вы приобретаете душевное спокойствие. Икона, сделанная вручную с душой, излучает добро, вложенное в неё мастером. Такая икона наполнит дом миром и радушием. А хозяев - чистыми мыслями и умиротворением.
Основа иконы, изготовленной нашими верующими мастерами, доска из хвойных пород дерева, что позволяет её назвать - “живой” иконой. Природный материал несёт в себе живую энергетику. Эффект состаривания – придаёт особый колорит. Такая икона гармонично смотрится практически в любом интерьере.
Скромное, но яркое, убранство иконы на дереве, ничуть не обесценивает её. Наоборот, сдержанность говорит об истинной ценности, той, что не измерить материальными благами. Отсутствие пафоса выражает прямое назначение иконы – бескорыстную помощь.
Икона, приобретенная в Семейной Мастерской Роса, посеет в вашем сердце доброту и любовь. Обращаясь в трудную минуту к иконе, вы обретёте духовное умиротворение и уверенность.



